История Храма

Храм святых равноапостольных царя Константина и царицы ЕленыЛюдская память сохранила и донесла до нас сведения о существовании в городе Воложин деревянной церкви, освященной в честь св. Параскевы, еще в далеком 1610 году или даже в XV ст. Однако уже в 56 году XVIII ст., ветхость и дряхлость её, побудили настоятеля, священника Антония Адамовича, обратиться с ходатайством о разрешении строительства новой церкви. Ходатайство было удовлетворенно, а строительство новой деревянной церкви было поручено Ошмянскому церковно-строительному комитету. Строительство храма затянулось на долгие десять лет и первые годы продвигалось очень медленными темпами. Ситуация изменилась в 1863 году, когда после Польского восстания, в Западную часть Беларуси был назначен генерал-губернатором граф Михаил Николаевич Муравьев, который способствовал укреплению православия, а также создавал и украшал храмы. За следующие три года были выполнены все работы по возведению храма, посильную помощь оказывали и будущие его прихожане.

Строительство новой церкви было успешно завершено к середине 1866 г. По его окончании преосвященным епископом Ковенским Александром 18 июля 1866 года новопостроенный храм был освящен во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Стоит так же отметить, что днём раньше состоялось освящение другого храма г. Воложина, бывшего прежде костелом при бернардинском монастыре. В связи с последовавшим в 1864-65 гг. массовым переходом прихожан костела в Православие, православный приход умножился до шести тысяч душ. Учитывая это обстоятельство, властями было принято решение о закрытии костела и превращении его в православную церковь.

В связи с устроением в Воложине двух новых церквей прихожане церкви св. Параскевы, бывшей всё время до этого приходской, были распределены между Свято-Иосифовским храмом (бывшим костелом) и новопостроенной церковью во имя святых равноапостольных Константина и Елены.

К Свято-Иосифовскому приходу на первых порах была причислена и новопостроенная Свято-Константино-Еленинская церковь. При этом, однако, за церковью было сохранено право содержать свой особый причт. Священник Антоний Адамович становится настоятелем Свято-Иосифовского храма, а в Свято-Константино-Еленинском храме некоторое время продолжает служить священник Иоанн Берман.

Уроженец Вильны, о. Иоанн Берман, после окончания Литовской духовной семинарии в 1857 году был определен вторым священником к церкви св. Парскевы местечка Воложина и одновременно назначен законоучителем местного приходского училища. Прослужил о. Иоанн в Воложине до 1867 года.

В начале 1868 года к Свято-Константино-Еленинской церкви был рукоположен выпускник Литовской духовной семинарии Андрей Корнилович. Через некоторое время он был перемещен к Свято-Иосифовской церкви местечка Илья. В 1869 году на настоятельскую должность к Свято-Константино-Еленинской церкви был назначен священник Платон Когачевский.

В 1871 году по долгу службы покидает приход Свято-Константино-Еленинской церкви ее благоустроитель священник Антоний Адамович. После более чем 20-летнего служения при Воложинских церквях о. Антоний определяется на место настоятеля церкви в город Видзы.

В мае 1875 года приход Свято-Константино-Еленинской церкви объявляется самостоятельным. В ноябре этого же года сюда на священническое служение, вместо перемещенного в Габы о. Платона Когачевского, определяется учитель Жировичского духовного училища Иосиф Недельский.

Имеются свидетельства о том, что в 1875 году при Свято-Константино-Еленинской церкви существовала богадельня, Она помещалась в специально устроенном для нее прихожанами особом доме. Содержание богадельни происходила на добровольные пожертвования прихожан.

В октябре 1881 года настоятелем Свято-Константино-Еленинской церкви был определен священник Михаил Плисс, закончивший в 1879 году Литовскую духовную семинарию. Тщанием о. Михаила в 1883 году в помещении церковной богадельни была открыта церковно-приходская школа, которую посещало 36 детей.

Учительствовал в школе сам о. Михаил. В 1884 году в трех деревнях, относящихся к приходу Свято-Константино-Еленинской церкви, — Журавцы, Чертовичи и Августов — открываются школы грамотности.

Во время настоятельства о. Михаила продолжался сбор средств на благоукрашение храма. В 1886 году на собранные суммы вся внутренняя средняя часть храма была обшита досками и выкрашена масляной краской. На потолке над престолом была выполнена роспись, в виде голубя в сиянии изображающая Святаго Духа. Под куполом иконописец изобразил Нерукотворный лик Спаса с двумя херувимами по сторонам Его.

В конце июля 1887 года в Воложин прибыл для обозрения здешних церквей правящий архиерей епархии — архиепископ Литовский и Виленский Алексий. Преосвященный владыка молился за Всенощным бдением в Свято-Константино-Еленинской церкви, посетил народную школу и осмотрел строящееся при Констатино-Еленинской церкви здание церковно-приходской школы.

Работы по благоукрашению храма продолжались и в последующее время. Так, в 1890 году была перекрашена крыша храма и колокольни. В этом же году вокруг храма возведена новая каменная ограда. В 1899 году тщанием о. Михаила производится еще один ремонт, в ходе которого были окрашены потолки и обновлен иконостас. В 1900 году было закончено строительство нового причтового дома.

16 января 1900 года о. Михаил Плисс совершил в Свято-Константино-Еленинской церкви последнее здесь свое богослужние. По воле епархиального начальства, он должен был перейти служить в Пречистенский Вильнюсский кафедральный собор. По отъезде о. Михаила настоятелем храма с 21 января 1900 года был определен священник Гавриил Пигулевский.

Храм святых равноапостольных царя Константина и Царицы Елены в начале XX ст.

Храм святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены в начале XX ст.

Тщанием о. Гавриила Пигулевского в 1907 году на добровольные пожертвования прихожан на церковном здании была устроена новая крыша. В 1910 году церковное здание окрашено масляной краской.

В 1912 году настоятелем Свято-Константино-Еленинской церкви становится священник Владимир Доломанов. По сведениям, которые о. Владимир предоставил в Виленскую духовную консисторию. По-прежнему проводились занятия в двуклассной церковно-приходской школе, устроенной еще о. Михаилом Плиссом.

События первой мировой войны нанесли Воложинским церквям и городу значительный урон. Воложин являлся прифронтовым городом, что привело к многочисленным разрушениям и утратам. В результате пожара, возникшего в ходе боевых действий 1918 года, дотла сгорела воложинская святыня, «матерь Воложинских церквей» — церковь св. Параскевы.

В 1921 году по окончании военных действий последовало переустройство государственных границ и Воложин оказался на территории Польши. Новые власти стали производить так называемую «ревиндикацию» церковных земель и храмов. В результате Свято-Иосифовская церковь стала опять римо-католическим костелом, а в 1923 году за ней последовала и кладбищенская Спасо-Преображенская часовня, бывшая приписной к Свято-Иосифовскому храму. Таким образом, более пяти тысяч прихожан Свято-Иосифовского прихода остались без своих храмов.

В Свято-Констанитно-Еленинской церкви, которая, по милости Божией, не получила никаких повреждений во время военных действий, по-прежнему совершались богослужения, которые отправлял священник Владимир Доломанов. Его настоятельство продолжалось неопустительно с 1912 года.

По кончине протоиерея Владимира Доломанова настоятелем церкви становится молодой выпускник богословского факультета Варшавского университета священник Михаил Демьянович.

Церковно-приходская школа с начала 20-х годов прекращает свою деятельность. Необходимо подчеркнуть, что существовавшая до первой мировой войны система образования к концу 30-х годов претерпела существенные изменения и находилась в упадке. Так, например, в 1936 году в Воложинском благочинии действовало 90 школ; однако, все они были начальными. Последняя средняя школа здесь была закрыта в 1935 году из-за недостатка средств на ее содержание.

После начала второй мировой войны богослужения в храме святых Константина и Елены совершались неопустителыю. Служил здесь все время войны священник Михаил Бубен.

По милости Божией, Свято-Константино-Еленинская церковь и во время второй войны не пострадала, в ней постоянно совершались богослужения. Техническая комиссия, обозревавшая храм в 1952 году, пришла к выводу, что церковное здание находится в хорошем состоянии и в ремонте не нуждается, а дом священника требует немедленной починки. Нуждалась в ремонте также и построенная еще в 1900 году деревянная, площадью 84 кв.м., крытая соломой сторожка. Тщанием о. Михаила Бубена, который продолжал здесь священствовать и после войны, в 1950 году вокруг церковного погоста была устроена новая ограда. Был построен также дом для псаломщика, столярные работы в котором предполагалось произвести в 1952 году

В 1951 году настоятелем церкви был назначен священник Леонтий Кульчицкий. Причиной появления нового настоятеля стал арест о. Михаила.  Впоследствии, как репрессированный незаконно, о. Михаил был реабилитирован.

В августе 1956 года к настоятельскому служению был призван протоиерей Валериан Морозов. При протоиерее Валериане Морозове, был обращен в пользу государства священнический дом для того, чтобы устроить в нём дом пионеров.

В начале 60-х годов, оказавшихся горестными для нашей Церкви, в Свято-Константино-Еленинском храме служил протоиерей Константин Ленько, который был одновременно и Воложинским благочинным. На смену о. Константину пришел его родной сын — священник Иоанн Ленько.

В конце 50-х — начале 60-х годов властями было введено правило, в соответствии с которым в одном населенном пункте не должно было находиться более одной церкви. Это правило, хотя и находилось в явном противоречии с интересами верующего народа, осуществлялось властями с неукоснительной обязательностью. В результате этого многие приходы на Беларуси лишились своих святынь, а чада Церкви — духовного окормления.

Дошел черед и до Воложина. Началось с того, что 25 мая 1960 года в административном порядке был упразднен приход Спасо-Воздвиженской церкви. Храм был запечатан, совершение в нём богослужений запрещено, а прихожанами предписано посещать Свято-Константино-Еленинскую церковь.

Всё церковное имущество и утварь надлежало из храма вынести. Настоятель Спасо-Вознесенской церкви протоиерей Александр Волосович был перемещен на священническое место при Свято-Константино-Еленинском храме. Однако прихожане отказались перевозить церковное имущество.

В качестве ответной меры власти запретили совершение богослужений и в Свято-Константино-Еленинской церкви, а ее настоятель о. Александр 24 декабря 1961 года переведен в Блонь.

Спустя несколько месяцев, противостояние между властями и церковным народом переходит в открытое столкновение. Как можно судить по сохранившимся свидетельствам очевидцев, к решительным действиям власти приступили 23 мая 1962 года.

В три часа ночи, предварительно отключив свет по всему городу и мобилизовав рабочих межколхозстроя, райкомхоза и РМТС, разрушители подъехали на грузовой машине к Спасо-Вознесенской церкви, разбили окна, взломали замки; поломали, побили и расхитили церковное имущество. К церкви прибежали близко живущие люди, однако, над ними была учинена расправа. Людей таскали за руки и ноги по земле, награждая их при этом » самыми жестокими пинками». Весь город поднялся на ноги и каждый стремился бежать к месту происшествия, но подходы к церкви были перекрыты » пикетами милиции, расставленными по всем улицам. Очевидцы свидетельствуют, что весь город не спал » в ту злополучную ночь. … дети, наше новое поколение, были свидетелями ночного грабежа». Вскоре после ночного погрома здание Спасо-Вознесенской церкви было разобрано; на его руинах власти предполагали вскоре построить детский сад.

Тем временем службы в Свято-Константино-Еленинской церкви были возобновлены. В последующее время здесь проходили настоятельское служение протоиерей Петр Митько, священники Георгий Каминский, Алексей Петрусевич и Петр Ильенец. О. Петр Ильенец трагически погиб в 1988 году и настоятелем церкви стал священник Димитрий Огиевич, ранее служивший в Полоцкой епархии. В 1991 году церковный приход включал в себя 26 населенных пунктов, до самого дальнего из которых было 17 километров.

Церковь расположена в центре современного Воложина. Добротно построенное из дерева церковное здание хорошо сохраняется. Последний капитальный ремонт производился в 1989 году. Общая площадь церкви с алтарем и притвором составляет 375 кв.м. Пол в храме деревянный, крыша крыта кровельной жестью.

Иконостас двухъярусный; в первом ярусе помещено четыре иконы, во втором — шесть. Внутренние стены ок рашены масляной краской и частично расписаны. Церковь не отапливается; освещается электричеством. Престол в церкви один — во имя святых великих царей равноапостольных Константина и Елены. Св. антиминс к церкви выдан 17 августа 1957 года митрополитом Минским и Белорусским Питиримом.

На колокольне, расположенной во фронтонной части церковного здания — пять колоколов весом от 25 до 380 кг. Три из них были приобретены стараниями священника Димитрия Огневича в 1989 году.

На церковном погосте со стороны алтарной части храма выстроен причтовый дом. Здесь же в 1991 году построено здание для приходской церковной школы.

Причт церковный составляют священник и псаломщик. За богослужениями поет постоянный церковный хор из 10 человек. Прихожане особо почитают праздничный день Преображения Господня, день памяти свв. Космы и Дамиана (14 ноября), праздник св. Параскевы (1 ноября) и престольный праздник (3 июня). В эти дни совершаются крестные ходы, водосвятия, служатся молебны,

Город Воложин и сегодня традиционно является центром одноименного благочинного округа Молодечненской епархии. Сейчас благочинным этого округа является настоятель Свято-Константино-Еленинской церкви протоиерей Димитрий Огиевич.


Фотографии Храма